Чтобы облегчить себе такое вмешательство, он заявлял, что короли достойны короны лишь в том случае, если они хорошо управляют, «потому что иначе на них следует смотреть как на тиранов, и мы должны не подчиняться, а сопротивляться им». Николай пытался вмешиваться в дела Восточной церкви и. предал церковному проклятию константинопольского патриарха Фотия. С этого времени начался решительный разрыв между Западной и Восточной церковью, 'между католичеством и православием, закончившийся «разделением церквей» в 1054 г. Николай стремился вытеснить византийских миссионеров из славянских стран и в церковном отношении подчинить эти страны панскому престолу.
Но процесс феодализации и политического раздробления все более захватывал и католическую церковь. К концу IX в. намекая власть приходит в полный упадок, каждая страна, каждый церковный округ начинает жить обособленной жизнью, епископы и аббаты становятся крупными феодалами, мало чем отличающимися от своих светских собратий. Конец IX и X век — время глубочайшего политического и морального падения капской власти, попадают в руки враждующих между собой феодальных фамилий Папской области. Феодальная раздробленность торжествует во всей Европе.
Особенности дипломатии периода феодальной раздробленности весьма отчетливо выступают и на примере русских княжеств XI—XV ввь
3. Дипломатия на Руси XI—-XY вв.
Со второй половины XI в. отношения распадается на уделы. Наступает время бесконечных в л.1—-Хш вв. княжеских междоусобий и разорительных набегов кочевников.
С распадом древнерусского государства на ряд обособленных княжеств, который начался после смерти Ярослава и завершился в XII в., не прекратились, однако, сношения древней Руси с Византией и Западной Европой. «Слава великая» русских князей, как говорится в летописи, доходила «ко странам дальним: к грекам и к венграм и к ляхам (полякам) и к чехам и даже до Рима».
С Византией постоянная связь поддерживалась вследствие подчинения русской церкви константинопольскому патриарху. Но связи были не только церковные. У Руси и Византии был общий враг — половцы, одинаково угрожавшие благосостоянию обеих стран. Если в X в. империя натравливала печенегов против Руси, то теперь она нуждалась в, союзе с русскими князьями, чтобы ослабить опасность со стороны половцев. Между византийскими императорами и русскими князьями заключались наступательно-оборонительные союзы. В 1073—1074 гг по просьбе императора Михаила VII Дуки русские князья во главе с Владимиром Мономахом ходили на усмирение восставшего против Византии Херсонеса. В i 160 г. император Мануют Комнин просил у киевского князя Ростислава Мстиславича помощи против венгров, «в силу заключенного между русскими и греками мира». В союзе с Мануилом Комнином были и галицкие князья Владимир Вододаревич и его сын Ярослав Осмомысл, Проводником византийской политики на Руси был митрополит киевский, назначаемый патриархом из греческого духовенства и фактически являвшийся ягнтпед константинопольского правительства.
Особенно прочные и оживленные отношения существовали между Южной Русью и непосредственно к ней примыкавшими Польшей и Венгрией. На общих «стенах» (съездах) с венгерским королем и польскими князьями обсуждались вопросы международной политики, d izo4 г. Даниил Романович Галицкий имел снем с Болеславом польским по вопросу о помощи Венгрии. В 1260 г. на снеме с тем же Болеславом русские князья «положили ряд (уговор) между собой о земле Русской и Ляшской» и утвердили его крестным целованием. На одном из таких снемов Даниил Романович договорился с польскими князьями, чтобы во! время войн «Руси не воевать челяди ляшской, ни ляхам русской челяди». Этим договаривавшиеся стороны отказались от обычая угонять в плен сельское население с неприятельской территории. Снемы сопровождались увеселениями — пирами и турнирами. Так, венгры, прибывшие на помощь к Изяславу Мстиславичу киевскому в 1150 г.